Исследование на синица-лазоревках показало, что птенцы в основном перенимают навыки добычи пищи у своих братьев и сестер, а не у родителей.
Это открытие меняет представления о культурном наследии у животных с коротким периодом родительской опеки.
Иллюстрация: нейросеть
Традиционно считалось, что у животных культурные традиции, такие как специфические навыки добычи пищи, передаются в основном от родителей к потомству. Однако новое исследование, проведённое на синица-лазоревках, демонстрирует иную картину. Учёные выяснили, что птенцы этих птиц осваивают жизненно важные умения преимущественно у своих братьев и сестёр, а также у других взрослых особей, не являющихся их родителями.
Эксперимент с кормушкой-головоломкой
Чтобы изучить пути социального обучения, исследователи использовали автоматизированные кормушки-головоломки. Чтобы получить награду в виде мучного червя, птица должна была сдвинуть дверцу влево или вправо. Учёные обучили взрослых особей решению этой задачи, а затем манипулировали их знаниями, ограничив доступ к определённой стороне дверцы. Это создало четыре экспериментальные группы: родители, знающие одно решение; родители, знающие разные решения; родители, где знал только один; и родители без каких-либо знаний.
После того как птенцы начали покидать гнездо, исследователи в течение десяти недель отслеживали, как 229 молодых птиц учатся решать головоломку. Для точного определения ролевых моделей использовался сетевой анализ диффузии, который учитывал социальные связи между птицами, основанные на их совместном кормлении.
Мы обнаружили, что социальная передача была самой сильной среди братьев и сестёр, за ней следовало косвенное обучение от неродительских взрослых особей и вертикальное обучение от родителей
Братья и сёстры — ключевые учителя
Анализ показал, что, хотя частота решения головоломки родителями предсказывала, научится ли птенец в принципе, сами пути обучения оказались неожиданными. 42,1% случаев приобретения навыка произошли в результате обучения у братьев и сестёр. На долю обучения у других взрослых особей, не являющихся родителями, пришлось 37,8%, в то время как прямое обучение у родителей составило лишь 19,8%.
Более детальный анализ выявил чёткую динамику внутри выводков. Первый птенец, научившийся решать головоломку, в основном перенимал навык у других взрослых птиц (74,6%) или у родителей (23,6%). Однако все последующие птенцы в том же выводке практически всегда (93,9%) учились у своего уже знающего брата или сестры.
Для последующих учеников в каждом выводке братьев и сестёр 93,9%, по оценкам, учились у своих братьев и сестёр, 3,6% — у неродительских взрослых и 1,6% — у родителей
Конформизм и личный опыт
Исследование также изучило, как молодые птицы выбирают, с какой стороны открывать дверцу. Выяснилось, что выбор родителей не влиял на предпочтения птенцов. Вместо этого, при первом решении головоломки птенцы демонстрировали конформизм, то есть копировали поведение большинства птиц, которых они наблюдали непосредственно перед этим.
Однако по мере накопления личного опыта птицы начинали всё больше полагаться на собственные предпочтения, а влияние социального окружения ослабевало. Это указывает на гибкую стратегию обучения, при которой социальная информация используется в условиях неопределённости, а затем уточняется на основе личного опыта.
Значение для понимания культуры животных
Эти результаты противоречат данным, полученным для многих других видов, таких как шимпанзе или дельфины, где культурные традиции жёстко передаются по материнской линии. У синиц-лазоревок, у которых период родительской опеки короткий, культурное наследие формируется более разнообразными путями.
Исследование предполагает, что у видов с несколькими путями передачи знаний, включая горизонтальное обучение среди сверстников, культурные формы поведения могут быть менее уязвимы к исчезновению, поскольку их сохранение не зависит от одного или двух родителей. Это открытие расширяет понимание механизмов культурной эволюции в животном мире.
Источник: ecoportal.su
